Лёгкий руль - дело тонкое
Большинство автомастерских отказываются ремонтировать какие-либо навесные узлы автомобиля, предлагая заменить его новым. Мотивы понятны: возни намного меньше, значит, и пропускная способность сервиса, и его доходы выше. К тому же качество новой детали гарантирует производитель, а за свою работу и отвечать придется самому. Клиенту, естественно, приводят другие доводы: «Да вам ремонт обойдется дороже, чем покупка нового агрегата». Такой аргумент отчасти справедлив, если речь идет об отечественных машинах, но при ремонте иномарок их владельцам гораздо выгоднее диаметрально противоположный подход.
Именно интересами клиентов руководствовались специалисты мастерских «ГидроМастер» и техцентр ОАО «Москэб», организовавшие участок по диагностике и ремонту рулевых механизмов как механических, так и с гидроусилителем.
О его работе рассказывает ведущий специалист мастерской «ГидроМастер» Алексей Ещенко.
Чтобы сразу развеять миф о том, что ремонт узла всегда стоит дороже установки нового, приведу несколько цифр. Например, рулевая рейка с гидроусилителем на «Ягуар» выпуска середины 90-х годов стоит около 2000 долл., а ее ремонт обойдется не дороже 250 долл. Новая рейка для такой распространенной у нас модели, как «Фольксваген Гольф», стоит примерно 900 долл., ее ремонт — 190 долл. Разумеется, многим владельцам «пожилых» иномарок новая рейка просто не по карману. Конечно, можно приобрести бывший в эксплуатации агрегат с какой-нибудь разбитой и разобранной на запчасти машины, но где гарантия, что он лучше вашего? Вы потеряете день на поиск рейки, день на ее замену, и... обнаружите, что все стуки и люфты остались. Если даже после установки рейки на машину она окажется более-менее исправной, не факт, что через некоторое время не обнаружатся дефекты. А поскольку от рулевого управления в полной мере зависит безопасность водителя и пассажиров, лучше не рисковать и не покупать кота в мешке.
Проверка вала на биение.
По каким причинам рулевые рейки выходят из строя?
Во-первых, из-за наших климатических условий. Резкие перепады температур, высокая влажность и залитые солью дороги ускоряют процесс старения защитных элементов рулевой рейки — выходят из строя пыльники и сальники, гидроусилитель начинает течь. Грязь, которая летит в подкапотное пространство, естественно, попадает и под рваный пыльник. Особенно это свойственно старым автомобилям, у которых нет защиты двигателя. А во-вторых, из-за пренебрежения профилактикой — в нашей стране мало кто из автовладельцев регулярно заглядывает под капот своего автомобиля. А ведь достаточно поездить две-три недели на машине с рваным пыльником, и рейка приходит в негодность. Да что говорить, нам часто встречаются машины, на которых жидкость в гидроусилителе не меняли лет десять, хотя делать это надо в среднем раз в полтора года. Представляете, что творится в такой гидросистеме? Нередко рулевые рейки ломаются из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Ведь гидроусилитель руля располагает к определенной манере езды. Колеса поворачиваются легко, и многие водители пытаются вращать руль, когда колеса уперты в бордюрный камень — нагрузка бешеная, и усилитель не справляется.
А как определить, что вышел из строя именно гидроусилитель, а не другие агрегаты рулевого управления?
Многие автовладельцы считают, что большинство стуков в рулевом механизме дает именно неисправная рейка. Это не так — порой стучит рулевая тяга или стойка, а звук отдается в рейке, поэтому, прежде чем ее демонтировать, надо обязательно провести полную диагностику подвески. В техцентре «Москэб» есть специальный вибростенд — люфт-детектор, и всем нашим клиентам мы предлагаем провести на нем диагностику подвески автомобиля. Кстати, если рейку демонтируют в ОАО «Москэбе», то после ремонта машину повторно проверят на люфт-детекторе, чтобы убедиться — неисправность ликвидирована.
Предположим, я не сомневаюсь, что диагноз, поставленный мастерами на станции, где я регулярно обслуживаю свой автомобиль, верен — вышла из строя именно рейка. Но починить ее они не могут. Я могу привезти вам демонтированный агрегат, и сколько времени уйдет на его ремонт ?
Безусловно, мы берем в работу и снятые с машины рейки. Ремонт занимает около двух дней. Когда клиент привозит нам рейку, мы просим подождать его 15-20 минут. При нем мы проводим предварительный осмотр и определяем, что надо менять. Ведь не факт, что придется заменить только один сальник или втулку — не исключено, что и другие детали тоже близки к выходу из строя. Разумеется, в таком случае их обязательно надо заменить — ведь малоприятно, когда у только что отремонтированного агрегата вскоре сломалось что-то еще. Кроме того, мы разбираем рейку при владельце еще и потому, что перед тем, как брать в ремонт агрегат, надо убедиться, что червячная пара исправна — это элементы, которые не подлежат ремонту.
Контроль геометрии вала
после восстановления.
Редко, но бывают случаи, когда выполнение заказа затягивается. Обычно такое происходит с агрегатами японских и французских автомобилей. Для рулевых механизмов этих машин в розничной торговле запчастей нет, и их приходится заказывать или устанавливать неоригинальные запчасти. (Кстати, при ремонте мы стараемся использовать только оригинальные комплектующие). Разумеется, если поломка весьма серьезная и универсальной запчасти подобрать не удалось, то приходится ждать, пока запчасть привезут из заграницы. К слову, рулевой механизм у французских автомобилей довольно хлипкий и просто удивительно, что в продаже нет запчастей. К нам часто обращаются владельцы популярной сегодня в России машины — Renault19. У этих машин рейка выходит из строя уже после трех-четырех лет эксплуатации.
Насколько мне известно, в Москве крайне мало компаний оказывают услуги по ремонту рулевых реек?
Это действительно так. Разумеется, есть несертифицированные гаражные мастерские, но ремонтируют агрегаты там «на коленке» и, естественно, никаких гарантий дать не могут. Компаний, которые занимаются профессиональным ремонтом, — единицы. Наши услуги сертифицированы, более того, у нас есть своя технология восстановления валов. Даже сильно изношенный, покрытый ржавчиной вал мы восстанавливаем до номинального размера. Разумеется, перед тем, как ремонтировать вал, мы проверяем его на биение. Сборку и разборку узла проводим только согласно методике, указанной в технической литературе. Кроме того, после ремонта рулевых реек с гидроусилителем мы проверяем результат на гидравлическом стенде по методике завода-изготовителя.
а - изношенный вал;
б - вал, прошедший восстановление.
Какие гарантии дает ваша мастерская?
Срок гарантии зависит не только от общего технического состояния, но и от того, где установлен отремонтированный агрегат, ведь работоспособность этого механизма зависит еще и от правильной установки. Если в техцентре ОАО «Москэб» или в сервисцентрах, которые с нами сотрудничают, то гарантия — до одного года, если же рейку будут устанавливать в неизвестной нам мастерской, то 6 месяцев.
Другие публикации
Все публикации